О личном

Отпуск для ног. Беговые и не очень приключения в Новой Зеландии

Спорт Путешествия
В этом отпуске дурная голова отдыхала от работы, но совсем не давала покоя ногам. В любой поездке я тренируюсь ежедневно, как и дома. Подробнее про это рассказывал тут и тут. Но в этой поездке добавилось немало дополнительного веселья и просто прогулок. Чего только не было: от забега в самую крутую улицу мира и "прогулки" по Великой Китайской стене между двумя ночами в самолетах до старта на 10 км в Квинстауне за несколько часов до вылета домой.
Великая Китайская стена
Была на пересадке в Пекине. В целом Новая Зеландия стала доступнее благодаря Китаю. Лететь через Доху или Дубай очень дорого. Через Китай в 2 раза дешевле. У нас было 18 часов в Пекине и я в Китае в первый раз. Успели прокатиться по городу и подняться до самой верхней доступной точки ближайшего участка Стены. Ступени весьма крутые! Вниз идти даже хуже — ноги тряслись. Желания участвовать в марафоне, который проходит по стене (он есть в книге "Самые сложные гонки на выносливость", помню про него еще оттуда; как и в более новой книге про лучшие беговые маршруты мира от Lonely Planet) не появилось вообще :)
Новая Зеландия. Условия для бега. Города
Они шикарные. Практически во всех городах есть набережная океана (который тут во многих городах, как можно догадаться) или озера. С велодорожками, фонтанчиками с питьевой водой и туалетами.
Или просто велодорожки и пешеходные, если город не на берегу. А вода, кстати, не только в фонтанчиках, но и из крана вкусная.

Из Веллингтона (столицы) я убегал на 8 км, добежал до аэропорта, все это время велодорога и пешеходная.
На воде тоже занимались спортом. Вид на центр города, фотографировал во время пробежки как раз:
В маленьком городке Фэйрли (де-факто большой деревне), где мы останавливались в одну из ночей, тротуаров почти не было. Но там так тихо и спокойно, что я отбегал отрезки по одной из второстепенных улиц. За все время ни одной машины и не было (тем более пешехода: здесь вообще ходят пешком только в больших городах, по автомобилизации страна чуть ли не в топ-2 в мире вместе с Исландией). Только кролик (которых тут очень много). Ну и овцы паслись с двух сторон от меня. Как и во всей стране. Их стране :) Они тут покрывают ровным слоем абсолютно всю территорию за вычетом гор и озер и центров крупных городов...
В Нейпире бегать отрезки было еще лучше: бесконечная и практически прямая дорога вдоль океана. И в 6, и в 7 утра было очень красиво.
Такой прямой тренировки в Гармине у меня больше нет :)
В Нейпире на набережной счетчик велосипедистов. На самом деле за год не 89, а десятки тысяч, так мало получилось на фото. А в тот день действительно было двое. И бегунов было двое, считая меня :) Но их никто и не считает.
И фото из центра городка:
Таупо — самое большое озеро страны и одноименный город, где, оказывается, будет ЧМ по триатлону на дистанции 70.3.
Тоже бесконечная набережная, бегающие-гуляющие, и очень много черных лебедей. Хорошо, наверное, тут на берегу на лавочке сидеть и читать Талеба, но у меня было время только на побегать.
Вулкан Тонгариро
Это сложно назвать пробежкой: я бежал нормально до начала плавного подъема, в него тоже бежал поспокойнее, потом был крутой подъем (там уже местами я карабкался, разбив разок кулак об камни), потом был очень осторожный спуск с кратера и уже потом снова полноценный финиш бегом до автостоянки (другой, не той, что на старте: тут разные точки старта и финиша). Плюс все-таки это туристическая поездка: я останавливался наверху, читал таблички, смотрел и фотографировал. С собой я взял бутылку воды 0,5 л и два геля PowerBar Hydro с кофеином (100 мг).
Начало спокойное: идем (бежим) по такой тропе.
Суммарная дистанция там 19,4. Я периодически отключал часы и у меня получилось по ним 19. Ну да это неважно. Старт на высоте 1100, финиш на 700-800 примерно. Высшая точка 1860 метров над уровнем моря. Для меня, за всю жизнь бывавшего в горах пару раз на высоте 1-2 км в Сочи, кислорода немного :)
Был туман и не удалось много увидеть, увы. Но зато пробежка получилась атмосферной. Словно на другой планете. Вот это уже не совсем в начале, а длинная плоская долина между пологим и крутым подъемом:
В конце ближе к кратеру надо уже почти карабкаться. К тому же поднялся очень мощный ветер и шел дождь. Тут не помешала складная куртка, которая была с собой. Тут, конечно, уже не до бега — в лучшем случае был бодрый шаг. Из-за тумана мне досталась только табличка:
И только одно из озер:
На спуске было очень круто (буквально — пришлось идти пешком несколько минут очень осторожно), а потом так:
3 км до финиша — значит, скоро начнется лес (кстати, на маршруте 19.4 км есть несколько туалетов, больше ничего, конечно, нет, и в конце/начале маршрута тоже только туалеты и парковка):
А потом вот так (последние км по лесу и вдоль горной речки):
Гора Кука
Гора Кука — самая высокая точка страны. 5 км в одну сторону через 3 подвесных моста — и вы у подножия, возле озера с плавающими кусками ледника. Эти 10 км мы уже преодолели бодрым шагом, там весь маршрут красивый (хотя кто-то бежал, даже семьями — в отличие от Тонгариро, где я был единственным).
Высота 3700 примерно, вроде бы цифра не такая шокирующая, но, оказывается, гора опасная. На местном маршруте к нодножию есть мемориал, там немало погибло альпинистов.
А в начале пешего маршрута к подножию есть музей Хиллари (он из Новой Зеландии), магазин, отель.
Данидин и самая крутая улица мира Болдуин-стрит
Данидин. Edin в названии — от шотландского Эдинбурга, ибо сюда приплыли переселенцы из Шотландии, а не Англии. Очень приятный город.
Вокзал только для туристических поездов теперь — сюда же они и возвращаются, а раньше было до 100 рейсов в день (развитие города связано с золотой лихорадкой). Около вокзала табличка: до Эдинбурга 18 869 км.
Тут самая крутая улица в мире — Болдуин-стрит. На каждые 3 метра длины в крутом месте приходится 1 метр набора 🤯 когда мы подъехали, показалось, что я во сне или компьютерной симуляции, такого не бывает. Хотя я был в Сан-Франциско, где улицы остались в памяти на всю жизнь.
Конечно, мне захотелось в нее забежать. Понятное дело, что дистанция там — несколько сотен метров, ради этого даже в форму одеваться не надо, как был в кедах и футболке — так и побежал. Но короткая дистанция — не значит легко. Это было дико тяжело, хотя я привык и люблю бегать по холмам. Бегом-то это не назовешь, так, заполз трусцой или вскарабкался :) Продышался хорошо! Здорово, что наверху есть фонтанчик с питьевой водой. И табличка про улицу.
Сверху впечатляет еще больше!
Местное издание журнала Runner's World
Главный беговой журнал мира имеет отдельное издание в Австралии и Новой Зеландии. Что логично: в обеих странах бегают вниз головой, они рядом (всего-то пару тыс километров, но в этих краях это близко), чего не обьединить. Вообще-то тут не так много бегунов, только в крупных городах. По ощущениям меньше, чем в странах, где тоже есть свое издание — Швеции, ЮАР, Великобритании, США. Но тут ведь на две страны — видимо, в Австралии больше. Хотя в НЗ все условия для бега, но в малых городках многим, думаю, и так хватает физической работы). В журнале в основном реклама австралийских соревнований, кстати.
Когда я более активно работал как автор и потом главред в «Бегать просто», был подписан на электронные издания США, Великобритании, ЮАР и как раз Австралии/НЗ. Ну те, что на английском. Многие статьи повторяются, конечно, но местное тоже есть. Шведское мне, конечно, мало чем поможет — только картинки посмотреть :)

А в поездках беру бумажный. Тут купил в обычном супермаркете в маленьком городке. 11 местных долларов, то есть 600-650 российских.

Что пишут? Да в целом ничего революционного, о многом мы с вами и так догадывались…

Маленькое исследование показало, что постановка стопы (носок, пятка) не влияет на экономичность бега.
А вот интервальная работа лучше всего для экономичности по сравнению с умеренной интенсивностью, спринтами и другими тренировками.

Сугубо растительная диета низкого качества (переработанные продукты) плохо влияет на здоровье костей, а вот с яйцами, молочными продуктами и цельными растительными продуктами — хорошо.

Интенсивная физическая активность (бег) более эффективна в лечении депрессии, чем легкая. Сравнимо с психотерапией и антидепрессантами. Это выводы метаисследования.

Юным бегуньям (9-16) лучше с осторожностью бегать большие объемы (более 65 км в неделю), может влиять на женское здоровье.

Витамин С: напоминают о важности для бегунов, если вы едите фрукты, овощи, ягоды, вам не нужны добавки.

Рене Макгрегор про питание олимпийцев и параолимпийцев: 1,2г на кг массы тела углеводов и 0,4 белка в течение 30 минут после тренировки. В день 8-12 г углеводов для тех, кто суммарно тренируется 6 и более часов в день, 6-10г для тех, кто тренируется 1-3 часа в день.

Большая статья про сон. Бесплатное средство, которое может увеличить эффективность похлеще, чем кроссовки за 250 долларов.
Впрочем, в статье несколько девайсов для сна рекомендуют (трекеры в виде часов/кольца, беруши, маски, подушки, специальные носки 🤯), а также напоминают про QQRT из книги Мэтта Уолкера Why We Sleep: это количество, качество, регулярность и время.
Еще есть большая статья про ИИ как источник рекомендаций для тренировок. Про рекомендации в спортивных часах.
Марафон (и мой забег-спутник на 10 км) в Квинстауне
Собственно, я не планировал участвовать в забеге и целью поездки не был забег, как это бывает у меня во многих случаях. Тут цель была НЗ сама по себе, проехать всю страну и посмотреть ключевые достопримечательности и города. Воздушные ворота страны — это Окленд, туда прилетают самолеты из разных стран, а не только ближайшей Австралии (даже до которой, кстати, очень прилично). Это верх северного острова. Если проехать всю страну — северный остров, паром до южного и весь южный — то самым крупным городом для вылета окажется Квинстаун. Отсюда можно улететь в Окленд, это примерно полтора часа в воздухе.

Я взял билеты с вылетом из Квинстауна в 11:20 утра, так как рейс из Окленда в Пекин был вечером — чтобы успеть там прогуляться по городу или просто иметь запас на случай задержки. И только после покупки билетов случайно узнал, что там марафон в день вылета. Расстроился, конечно — такой шанс поучаствовать в забеге в новой части света! В Америке (только Северной пока), Азии, Европе и Африке соревнования уже были, а когда еще в Океании окажешься...
А потом узнал, что старт десятки (а это как раз моя дистанция) в 7:30 утра. Стал смотреть карты и схемы: старт забега как раз от аэропорт (эх, а чего не финиш, вообще была бы красота), а финиш в центре. То есть аэропорт близко от города. Раз финиш в центре — можно сразу забежать в отель, помыться и ехать в аэропорт. Должно получиться, хотя и очень впритык (учитывая еще и перекрытия дорог: полумарафон и марафон стартовали позже).
Зарегистрировался. При регистрации можно выбрать кластер без всяких подтверждений. По тому, что первый кластер — это из 50 минут (сравните с Москвой), стало понятно, что конкуренция на десятке не очень высокая (потом посмотрел протоколы и по ним это тоже стало ясно). В общем, не можешь конкурировать у себя в городе, найди какой-нибудь очень далекий городок :)
Раз уж такое дело, во время путешествия купил себе Nike Vaporfly 3 в Крайстчерче. Шикарные марафонки. Конечно, с прицелом на будущий год, а не ради этого старта, не та форма; да и в конце такого путешествия вообще не до личных рекордов.
Кстати, Крайстчерч — крутейший город, но и многострадальный, разрушенный во время землетрясений в 2010-2011 годах). Главный собор восстанавливают:
Вернемся к забегу. На экспо марафона просят только куар-код, паспорт не нужен (и тем более справка — на моей памяти ее просили только в Италии из примерно 20 стран, где я участвовал в чем-то). На экспо продавали форму с символикой забега и футболки и толстовки со списком всех участников — по варианту для каждой дистанции. Обычно на стенах печатают имена участников в стартовом городке, на мерче не помню.
Я не покупал толстовки и футболки: дорого (точно не помню, но примерно получалось тысяч 6 рублей за толстовку), да и список всех участников мелко на одежде не кажется идеальным решением, хотя и оригинально.
Магазинов почти нет: один с носками-поясами для бега, другой с часами Garmin, дегустация джина от спонсора (обещали еще и на финише, но я не успел оценить, учитывая плотное как никогда расписание).
В стартовом комплекте был гель, батончик, бафф и пластиковый стаканчик. Но на дистанции все равно давали воду и Ред Булл в одноразовых. На марафоне вроде должны были и колу.
Забег вокруг озера, не где-то там неподалеку по улицам, а вплотную к берегу, по грунтовой тропинке, старт вообще по травке (см фото). Да еще с последующими разворотами и подъемами. Хотя в целом трасса плоская, конечно. Асфальта было процентов 10 по ощущениям, ближе к финишу в центре города. К старту везли из центра на автобусах: платишь за него заранее, билет наклеивают на номер.
Поздно вечером пришла рассылка от организаторов: будет 2 градуса, надевайте несколько слоев, можно брать старую одежду и оставить на старте, она будет либо переработана, либо пожертвована. Я как мерзляк и оделся очень тепло, и старую одежду Новой Зеландии пожертвовал!
Квинстаун — веселый город с экстремальными развлечениями, большим озером, аэропортом на берегу с самолетами, заходящими на посадку между гор. Вот рядом с аэропортом, прямо под взлетающими самолетами, на берегу озера и был старт.
Бежал я с третьим местом до восьмого километра. Новые кроссовки немного натерли ногу. Да, есть правило — ничего нового на соревнованиях; но я уже много лет не примеряю кроссовки Nike, а просто покупаю себе каждый год без примерки две тренировочные модели очередного поколения (Vomero и Pegasus) со своим размером и марафонки тоже; старт был больше развлекательный, так что я не парился. После 8-го км загрустил и в итоге финишировал пятым. Зато награждения ждать не надо и в аэропорт успели, тоже неплохо.
Финиш тоже по травке и с поворотами. Тоже не так весело для быстрого забега, хотя все это отмазки! Когда форма хорошая, это не помеха — чего стоил финиш в Лужниках с выбеганием из БСА на Ночном забеге-2020. Там трава и повороты не мешали :)
Итак, финиш, бодрая прогулка до отеля, душ и в аэропорт! Успели. Пара часов от старта до пива в аэропорту :) Медаль мне понравилась. Как у большинства, с возможностью гравировки на тыльной стороне. Я уже лет 10 не заказывал нигде, кажется.
Вылетели. Листаю журнал авиакомпании Air New Zealand. И тут снова спорт на выносливость... "Говядина и баранина — постоянные составляющие моей диеты". Одобряем!
Ну а впереди были еще сутки в воздухе на трех самолетах... И двое суток в пути.
Милфорд-Саунд и другая природа.
Это не про бег, но это одна из причин, почему в Квинстауне много туристов, как мне кажется. Добраться до этого фьорда непросто, но это того стоит. Самое мощное природное, да и вообще, впечатление по итогам поездки. Фото не передают, видео тоже не полностью :) Но хоть что-то. Видео и больше фото можно посмотреть у меня в телеграме. Там и пингвины, и котики (морские). В соседних постах больше фото.
Хотя и в целом в стране очень красиво. Вот озеро Текапо:
Зона геотермальной активности Вай-О-Тапу — это вообще что-то неземное:
А всю дорогу по обоим островам бесконечная зелень с размазанными ровным слоем по ней овцами и коровами. Иногда еще улья встречаются.