О личном: книги, спорт, путешествия

Write Useful Books. Как писать полезные книги

Книги
Маленькая, но очень полезная книга про то, как писать нехудожественные книги. Мой экземпляр весь в пометках и закладках.

Книга на Амазоне

Книга — недорогой продукт. Маловероятно, что получится эффективно инвестировать время и деньги, чтобы продать достаточное количество экземпляров. Выход (и ключевая идея книги) — нужно создать книгу, которую точно будут рекомендовать другим.

(я полностью это поддерживаю: сарафанное радио — ключевой фактор долгосрочного успеха книги; усилия издательства и автора важны, но в первую очередь на старте, чтобы первых читателей, которые потом порекомендуют книгу другим, было больше)

Смотрите на издателя как на инвестора, продуктового ассистента, дистрибьютора, но не маркетолога.

Нон-фикшн книги можно разделить на две категории:
1 для удовольствия («интересная», «увлекательная»)
2 для решения проблем («полезная», «практичная»)

Первая категория про искусство, а ко второй надо подходить как к продукту, тестируя на живых читателях и дорабатывая с учетом обратной связи.

Хотите хороший рейтинг и отзывы? Четко сформулируйте, для кого ваша книга, чтобы те, кому она не нужна, ее не покупали. Кажется, что это странно — уводить потенциальных покупателей. Но книги, дающие слишком широкие обещания, привлекают «не своих» читателей, которые потом оставляют разочарованные отзывы.

В идеале название и подзаголовок должны давать точное и понятное обещание.

Чтобы книгу (которая «для решения проблем») рекомендовали, нужны 4 качества:
— Читатели должны хотеть то, что мы обещаем
— Книга должна быть эффективна — они (большинство читателей) должны получить реальные результаты
— Чтение должно приносить удовольствие и вовлекать. Много пользы в среднем на страницу, читать интересно
— Книга должна быть профессионально написана и упакована.

Первые два пункта критически важны.
«Я никогда не слышал, чтобы кто-то рекомендовал книгу со словами: 'это возможность потратить 13 долларов и 3 часа жизни без какого-либо результата; автор очень умный, обложка крутая, опечаток нет вообще. Тебе понравится!'»

Постарайтесь выбрать тему, которая будет актуальной и важной более 5 лет. И избегайте опоры на временные инструменты, тренды (я с этим столкнулся, кое-что пришлось переписывать как раз по части инструментов и сервисов для новых тиражей нашей с Игорем Манном книги «Бизнесхак на каждый день»

Фицпатрик напоминает про «Проклятие знания» (я писал про это в двух словах тут).
Из книги The Amateur’s Mind, автор этого бестселлера про шахматы во введении рассказывает: «я часто думал о том, что было бы, если бы учитель мог залезть в головы своим ученикам. И чтобы добиться этого, я, играя со своими студентами, просил их говорить вслух до того, как они сделают ход и после того как я сделаю свой — и записывах их мысли. К своему удивлению, я узнавал о проблемах, о которых ранее даже не подозревал.»

Если у вас сложности с выработкой стиля или вы столкнулись с пресловутым писательским блоком, попробуйте писать черновик в… клиенте электронной почты. Создайте письмо с названием фрагмента книги в теме, в адресаты — вашу подругу или друга, знающую (-его) про то, что тут происходит. И постарайтесь написать самое короткое и понятное объяснение или доказательство по теме.

Пишите не в никуда, а для кого-то (можно и вымышленного), кому нужна ваша помощь.

Фицпатрик выделяет для написания книг несколько «лучших» часов в день, в его случае через час после пробуждения. И не проверяет почту и уведомления до окончания этой работы.

Проектируйте материал с учетом целей читателя, а не удобства автора. Иногда удобнее изложить всю теорию и потом дать практику. Но читатель начнет скучать. А если они каждую страницу (или хотя бы каждую вторую — условно) думает «о, это я могу применить» и отдыхает от теории, вероятность, что книгу потом порекомендует, выше.

Не бойтесь удалять материал — он потом может пригодиться в любом случае, например, для постов в соцсетях, рассылок про книгу и т. д.

Фицпатрик рекомендует найти бета-ридеров, то есть первых чтунов, которым вы покажете черновик. Он даже софт для оценки книг разработал — Help this book. Правда стоит это удовольствие 30 долларов в месяц. Альтернатива за ноль долларов — в Google Документах есть эмодзи, можно ими помечать классные моменты или, наоборот, скучные.

Что важно:

— что бета-ридеры говорят в принципе.

— когда им становится скучно и они перестают читать.

— как они применяют идеи из книги в своей жизни.

«я обычно отдаю книгу 3−5 вовлеченным читателям. Для этого нужно пригласить от 12 до 20 человек, которые скажут, что им интересно. Половина из них при этом никогда не откроет документ»

Очень хорошие признаки, что рукопись на финишной прямой:

—Бета-ридеров легко найти.

—Многие дочитывают.

— Хотя бы некоторые приводят своих друзей (то есть сарафанное радио работает).