О личном: книги, спорт, путешествия

Радость неидеальной жизни - Оливер Беркман

Книги
РАДОСТЬ НЕИДЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. 28 дней на поиск своего пути (2025)
Оливер Бёркман

✏️ О КНИГЕ
Короткая, простая (но содержательная) книга для всех, кто перегружен работой и устал от тревог по поводу всего, особенно несовершенства — в себе, своей работе и вообще в мире.

Лёгкое чтение благодаря юмору, интересным цитатам, историям и коротким главам-зарисовкам на каждый день. В сумме наберётся 4 недели, но конечно, вы можете прочитать книгу и за пару дней.

От автора бестселлера «Четыре тысячи недель на всё».

👨‍💻 КТО АВТОР
Оливер Бёркман — журналист, писатель, 50 лет:

— В начале карьеры Бёркман работал репортёром в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке, что дало ему уникальный взгляд на мир
— На протяжении многих лет вёл колонку в The Guardian, где исследовал темы счастья, продуктивности и психологии, выделяясь скептицизмом к популярным идеям о «позитивном мышлении»
— После 12 лет жизни в Нью-Йорке он переехал с семьёй в Северный Йоркшир (Англия), это дало ему возможность «замедлиться» и жить более осознанно

📌 ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
Итак, не стоит рассчитывать, что жизнь можно изменить за четыре недели; более того, полезно осознать, что какие-то аспекты жизни вы вообще никогда не сможете изменить и это нормально, причём понимание этого может сыграть поразительно освобождающую роль.

Жизнь у нас у всех разная, да и условия её со временем меняются. Тем не менее есть одно правило, которое приближается к универсальному. Если вы «работник умственного труда» — то есть проводите дни, работая с компьютерами, словами и идеями, а не, скажем, строя дома из кирпича, — то добьётесь максимального прогресса и продвинетесь дальше, если ограничите себя тремя-четырьмя часами интенсивной умственной сосредоточенности в день.

Психотерапевт Брюс Тифт предлагает следующее мысленное упражнение: выберите черту, которая больше всего раздражает вас в себе или в своей жизни, — допустим, вспыльчивость, склонность прокрастинировать или отвлекаться, приступы мрачного настроения и т.п., — а затем спросите себя: «Что, если до конца своих дней я не смогу от неё избавиться? Что, если я всегда буду испытывать тревогу — спазмы в животе, учащённое дыхание, стиснутые зубы — из-за мелочей, которые не стоят моих нервов?» Я представил это и сперва приуныл, но вскоре почувствовал облегчение. Я могу отказаться от тщетной борьбы с тревожным и несовершенным самим собой — значит, мне не нужно ждать победы, чтобы погрузиться в реальность.

...Эту мысль лучше всего выразила франко-канадская бабушка одного из сетевых авторов: каждый раз, когда кто-то в семье громко восхищался произведением искусства или очередным чудом техники, бабушка говорила: «C’est fait par du monde» («Это сделано людьми»). Смысл тот же, что в пословице «не боги горшки обжигают».

Энн Ламотт: «Каждый из нас — облажавшийся, надломленный, надоевший самому себе и испуганный персонаж. Даже тот, у кого с виду всё хорошо. Вы не поверите, если узнаете, как похожи проблемы других на ваши проблемы. Так что постарайтесь не сравнивать то, что у вас внутри, с тем, что у других снаружи».
К счастью, есть три действительно полезных совета, позволяющих не утонуть в океане информации. Во-первых, относитесь к вашей стопке «Прочитать» как к реке, а не к ведру. Другими словами, думайте о книжных залежах не как о контейнере, который постепенно наполняется и опустошить который — ваша работа, но как о потоке, который течёт мимо вас и из которого вы можете выловить несколько избранных книг, не чувствуя себя виноватым за то, что дали всем остальным проплыть мимо.

Большинство долгосрочных преимуществ чтения проистекает не из фактов, которые вы закладываете себе в мозг, но из способов, какими чтение меняет вас, формируя вашу восприимчивость и осознанность, без которых в дальнейшем трудно будет хорошо работать и генерировать хорошие идеи. «Каждая книга оставляет след, — говорит арт-консультант Катарина Яноскова, — даже если не остаётся в вашей сознательной памяти.»

Может показаться, что жить с жёсткой установкой на устранение помех и отвлекающих факторов — способ оставаться более погружённым в происходящее. Но на самом деле такая установка вытаскивает вас из настоящего момента, ограничивая способность реагировать на реальность, какой она предстаёт здесь и сейчас, — не даёт вам ухватиться за неожиданную возможность и быть поглощённым прекрасным пейзажем или интересным разговором; не пускает разум в незапланированное путешествие по территориям, где водятся новые идеи; не позволяет радоваться, когда маленький ребёнок врывается в ваш кабинет. «Плутать и отвлекаться на прекрасные вещи — вот для чего нам дана жизнь», — пишет Таррант.

Попросите людей перечислить знаковые события их биографий — и они почти всегда будут останавливаться на эпизодах, последствия которых никак не могли предвидеть. Они могут упомянуть чёрные полосы, после которых приходилось бороться с зависимостью; или пугающий диагноз; или, казалось бы, заурядный случай вроде вечеринки, на которой они познакомились с будущими супругами; или составленное на скорую руку письмо, благодаря которому они неожиданно получили работу.

Писатель и подкастер Сэм Харрис рассказывал, как однажды, обедая с подругой, горько жаловался на всевозможные проблемы, с которыми сталкивался в работе, пока подруга не прервала его на полуслове. «Ты действительно ожидал, что наступит момент, когда в твоей жизни больше не будет проблем?» — спросила она. Внезапно Харрис понял, что подсознательно и впрямь исходил из того, что такой момент когда-нибудь да наступит. «Я по умолчанию считал, что должен быть в состоянии решить все свои проблемы, — вспоминал он. — Звучит странно, но эта убежденность была неотъемлемой частью моего мышления и моей эмоциональной жизни.»