Мы используем cookie, чтобы сайтом было удобно пользоваться
ПРОСМОТР (LOOKUP), да не X
Несколько слов о старой функции LOOKUP / ПРОСМОТР. Все сказанное актуально и для Google Таблиц, и для Excel (и для отечественного Р7, где есть и старая ПРОСМОТР, и новая ПРОСМОТРX). Скриншоты сделаны в Excel.

Функция внешне похожа на новую XLOOKUP / ПРОСМОТРX. Но она как раз была давно — в Excel даже есть примечание, что функция LOOKUP / ПРОСМОТР остается для совместимости. И у нее есть минусы (она требует постоянной сортировки данных, не особо подходит для поиска текста), хотя она и используется иногда в составе формул массива — эта функция умеет работать с массивами без Ctrl+Shift+Enter даже в старых версиях (пример будет ниже) — как СУММПРОИЗВ / SUMPRODUCT.
ПРОСМОТР решает задачу по интервальному поиску, как ВПР / VLOOKUP (по умолчанию, когда четвертый аргумент пропущен) — когда нужно определить, в какой интервал попадает число:

=ПРОСМОТР (что ищем; где ищем; откуда возвращаем результат)
В отличие от ВПР, в случае с ПРОСМОТРом результат может быть в другой строке:
Конечно, с ВПР такое тоже можно провернуть, но не из коробки: сначала придется собрать данные в один виртуальный массив с помощью фигурных скобок или HSTACK
ПРОСМОТР может работать с горизонтальными массивами (ВПР, например, не умеет, это делает схожая функция ГПР / HLOOKUP):
У ПРОСМОТРа есть еще одна форма, когда аргументов два, а не три. В таком случае поиск ведется в первом столбце/первой строке массива (второго аргумента), а значение возвращается из последнего столбца (строки) массива:

=ПРОСМОТР (что ищем; массив)
Для поиска текста (то, что делает ПРОСМОТРХ / XLOOKUP по умолчанию и ВПР с последним аргументом, равным нулю или FALSE/ЛОЖЬ) ПРОСМОТР не очень хорош, мягко говоря. Он будет работать, опять-таки, только при сортировке данных (ключевой столбец — тот, в котором мы ищем — должен быть отсортирован по возрастанию). То есть мы всегда должны поддерживать сортировку (по алфавиту в случае с текстом)!
Да, кстати, ПРОСМОТР не учитывает регистр, как и другие функции поиска.
Но это еще полбеды. Если у вас будут отсортированные данные, то все будет работать. Но при несовпадении (достаточно даже лишнего пробела) в ключе для поиска ПРОСМОТР не будет сигнализировать ошибкой #Н/Д / #N/A), КАК ПОИСКПОЗ / MATCH, ПОИСКПОЗX / MATCHX, ПРОСМОТРХ / XLOOKUP, ВПР / VLOOKUP и ГПР / HLOOKUP. Она принесет неверные данные!
Итого. Не лучшая это функция для поиска текста. Используйте ВПР / VLOOKUP или ИНДЕКС+ПОИСКПОЗ / INDEX+MATCH везде (эти варианты требуют сортировки только при поиске ближайших чисел), в Excel 2021 и Google Таблицах можно пользоваться новой функцией ПРОСМОТРX / XLOOKUP (работает без сортировки даже с числами).

Но, как я писал выше, бывают прикольные примеры использования ПРОСМОТРа. Вот парочка.
Поиск последнего значения в столбце
Эту задачу решает вот такая загадочная формула:

=ПРОСМОТР (2;1/(столбец<>""); столбец)

Что тут происходит?

столбец <> «"" — это мы проверяем, равно ли каждое значение в столбце пустоте. На выходе получаем массив логических значений
В Excel 2021 такое можно прямо в ячейках, в прошлых версиях можно выделить кусочек формулы в ней самой и нажать F9, чтобы полюбоваться на возвращаемый массив значений
Дальше мы делим единицу на каждое значение в этом массиве. Получаем единицу и ошибки (из-за деления на ноль):
Во дела…
И в этом массиве (выше он выведен для демонстрации, а вообще он существует виртуально внутри функции, конечно) мы ищем двойку (или другое число, которое в нем априори не появится), а возвращаем значение из самого столбца. Двойку мы не найдем и ПРОСМОТР в итоге найдет последнее числовое значение и вернет соответствующее ему значение из столбца A.
Нечеткий текстовый поиск
Пример от Николая Павлова — из его замечательной книги «Мастер формул» (там еще есть мощные примеры применения ПРОСМОТРа).

Допустим, у вас кривоватый список названий, и нужно его исправить. Компания «Дичайший Лемур» может быть записана и как «Лемур», и как «Дикий Лемур», и как-то еще. Если находим слово «Лемур» — мы должны возвращать соответствующее этому слову полное название компании. Слова для поиска и полные названия у нас в отдельной табличке.

Будем искать ключевые слова функцией ПОИСК / SEARCH в названии компании:

ПОИСК(список слов для поиска;название)

Допустим, у нас список слов для поиска такой:
А название очередной компании — «ИП Барсик».

Такая конструкция выдаст массив вида:

{#ЗНАЧ!:4:#ЗНАЧ!}

Потому что «Лемура» и «Котозавра» не найдет, а «Барсик» в названии на 4 позиции.

Далее мы ПОИСК засунем в ПРОСМОТР и будем искать в этом массиве число — допустим, 32 768 (потому что это максимально возможное число знаков в ячейке, больше не понадобится). Ближайшее к нему — это 4 в нашем случае, так что ПРОСМОТР выдаст второе по порядку значение из массива результатов — «ИП Барсик».

=ПРОСМОТР (32 768; ПОИСК (слова для поиска;текст, в котором ищем);
список для подстановки)