Мы используем cookie, чтобы сайтом было удобно пользоваться
Обычно я рассказываю будущим авторам про то, как организовать работу над книгой (в числе прочего, там я и про другие темы говорю на своих вебинарах), на курсе Цех, на других курсах МИФа, иногда и компании зовут выступить про работу над текстами. Решил здесь поделиться с вами основными принципами и рекомендациями.
Источники. Книги про то, как писать книги
Книги, на которые я опираюсь при подготовке моих рекомендаций — из разных направлений. Во-первых, по продуктивности в целом (авторы — тоже люди, и все, что применимо другими работникам умственного труда, можем применять и мы):
  • «Путь джедая»
  • «Эссенциализм»
  • «Без усилий»
  • «Интеллект-карты»
  • «Разреши себе скучать»
  • Reframe Your Brain
  • «Простые правила»
Если вы хотите прочитать одну книгу по продуктивности — я бы рекомендовал «Путь джедая».
Во-вторых, книги по писательству, в которых интересующая нас тема зачастую раскрывается:


  • Write Useful Books: A modern approach to designing and refining recommendable nonfiction
  • «Как писать хорошо»
  • «Курс начинающего автора»
  • Tell It Like It Is: A Guide to Clear and Honest Writing
  • «Школа литературного и сценарного мастерства»
  • «Нам понравилась ваша рукопись!»
  • «Птица за птицей»
  • How To Write Non-Fiction: Turn Your Knowledge Into Words
Если вы хотите прочитать одну книгу по писательскому мастерству и пишете нон-фикшн — рекомендую «Как писать хорошо». Если пишете художественную литературу — обратите внимание на «Школу литературного и сценарного мастерства» Юргена Вольфа и «Курс начинающего автора» Александра Прокоповича.
Наконец, книги непосредственно по нашей теме — организации писательского труда:
  • The Organised Writer: How to stay on top of all your projects and never miss a deadline
  • «Писать профессионально. Как побороть прокрастинацию, перфекционизм, творческие кризисы и писать профессионально»
  • «Пишется! Беспрецедентная система писательской продуктивности»
Из этой категории можно начать с «Писать профессионально», если хотите прочитать одну книгу и изданную на русском.
Также книги про работу с информацией в целом:
  • «Как делать полезные заметки»
  • The PARA Method: Simplify, Organise and Master Your Digital Life
И про то, как читать книги — в частности, две классические книги именно с таким названием:

  • «Как читать книги», Мортимер Адлер
  • «Как читать книги», Сергей Поварнин
Принципы важнее инструментов. Мы все разные
Принципы важнее инструментов — именно поэтому мы начнем с них.
Потому что мы все разные — и это принцип, который стоит держать в уме все время. В том числе когда вы читаете рекомендации по поводу того, как писать — тут или в книгах :)

«Существуют самые разные писатели и самые разные методы, и любой метод, который позволяет вам сказать то, что вы хотите сказать, и есть правильный — по крайней мере, для вас. Одни пишут днем, другие ночью. Одним нужна тишина, другие включают радио. Одни пишут ручкой, другие за компьютером, третьи наговаривают в диктофон».
Уильям Зинсер

Не бывает инструментов и методик, которые работают для 100% людей. У кого-то есть дети, у кого-то ненормированный график, кто-то просыпается рано, а кто-то нет, кто-то любит работать в тишине, а кто-то пишет в шумном кафе. Список можно продолжать.
Хорошо об этом пишет Максим Дорофеев: «В этом мире не все всегда и везде, а кое-что, иногда и местами!» Максим в своих книгах справедливо отмечает, что даже если какой-то подход или продукт показывает влияние на продуктивность, то есть оговорки.
Писать о том, что интересно
Это очевидно, но и не сказать об этом нельзя: если вы пишете о том, что вам интересно и в чем разбираетесь, работаться будет легче.

«Пишите о том, что вас волнует, а не то, что, как вам кажется, будет продаваться. Если вы стараетесь творить в жанре, к которому на самом деле равнодушны, это неизбежно скажется на результате».
Юрген Вольф
Качество, а не количество
Времени у всех нас одинаковое количество. Но распоряжаться часами можно по-разному. Если откладывать такую сложную, требовательную работу, как написание текстов, на вечер (а точнее, после других дел и задач) — даже если у вас будет на нее время, может не остаться сил (назовите это энергией, когнитивным ресурсом или как-то иначе, в любом случае мы с вами понимаем, о чем речь).

«Не просто время, а лучшее время. Работа с текстом — одно из самых сложных занятий на Земле. В котором часу вы чувствуете себя прекрасно, будете готовы свернуть горы — вот в это время вы и должны моментально оказываться у компьютера».
Александр Прокопович, «Курс начинающего автора»

«Время после пробуждения — это необязательно утром. Например, я во время работы над «Магией таблиц» мог писать только по ночам. Мог бы и поздними вечерами, но к вечеру я уже слишком уставал, а утром и днем, когда была подходящая работоспособность, семейные и рабочие заботы не оставляли книге шансов.

Приходилось работать в довольно причудливом режиме: я ложился спать рано (в районе 10 вечера), просыпался в районе 1−2 часов ночи, несколько часов работал над книгой и ложился поспать еще на несколько часов ближе к утру. Вряд ли так можно работать долго, но на пару месяцев интенсивной работы над книгой меня хватило и результат в итоге есть.
Фокус
Мало выделить на работу «хорошее» время — важно, чтобы вас никто и ничто не отвлекало в процессе.

«Шекспир потому написал так много, что у него было мобильного телефона».
Джон Тьюдор


«…телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши».
Стивен Кинг

Сценарист и писатель Энтони Джонстон в своей книге The Organised Writer пишет, что если бы ему пришлось сводить всю свою систему к одному слову, это было бы слово «фокус».
Внешняя среда против самоконтроля
Допустим, вы хотите какое-то время не есть сладости. И покупаете домой мороженое «на будущее». Как думаете, выше ли вероятность, что вы его съедите довольно быстро, если оно будет дома, под рукой, а не в магазине (конечно, мы исходим в этом рассуждении, что вы в принципе любите мороженое)?
Само собой, мы можем какое-то время сдерживаться и испытывать силу воли. Но это потребует наших ресурсов. Зачем? Если не покупать мороженое, все будет гораздо проще. Соблазны — внешние факторы — будут сильнее нашего самоконтроля в большинстве случаев.

Что же делать? Настраивать среду заранее. Это своего рода игра с собой будущим. Мы заранее принимаем решение и делаем ход.

Что мы можем сделать на практике, чтобы настроить рабочую среду заранее?

Можно начать с нескольких практик из книги Максима Дорофеева «Путь джедая»:

  • Убирать смартфон из зоны видимости (это не значит, что вы пропустите звонок — не нужно убирать телефон так далеко; но если он лежит под рукой, вероятность, что вы отвлечетесь на него без повода, растет).
  • Провести ревизию закладок и иконок быстрого доступа и удалить все, относительно чего нет четкой уверенности, что оно вам нужно для работы.
  • Спрятать «залипабельные» приложения в глубину смартфона.
Приоритеты и пределы
Еще один принцип: у всех есть пределы. Они разные, потому что мы (и наши обстоятельства, возможности и способности) разные. Но они есть.

Вам наверняка знакома притча про банку с камнями. Большие камни в нашей жизненной банке — семья, спорт, работа (большие проекты). А песочек (мелочи) заполняет банку между большими камнями. Важно: сначала положить большие камни и не распыляться на мелочи. Но и с большими камнями не переусердствовать, чтобы не получилось так, как на картинке (из книги Грега Маккеона «Без усилий»).


Надо понимать, что книга — большой камень. И, возможно, вам придется что-то из вашей банки вынуть. Уж точно «ужаться» на время работы по части каких-то меньших камней: для кого-то это могут быть путешествия, для кого-то театр или кино, для кого-то проекты или спорт.
Система, а не цель
Книга — это огромная и очень сложная задача. Когда мы думаем о том, какая она огромная, это нас скорее демотивирует. Так что куда эффективнее сосредоточиться не на цели и не на том, сколько % от нее вы реализовали. А на процессе работы, на системе — на том, чем вы занимаетесь каждый день. Если каждый день вы уделяете время — и хорошее время — работе над книгой, то рано или поздно, да — через месяцы, не дни, результат будет. Эти месяцы пройдут в любом случае. Если просто думать о том, какая неподъемная задача — написать книги, они просто пройдут. Если писать каждый день даже по 30 минут, что-то да получится.
Обычный подход: для успеха нужно ставить цели. Новый подход: системы лучше целей. Система — то, что вы делаете каждый день, создавая для себя возможности и пользу в будущем. Если у вас большая цель без системы — каждый день вы чувствуете, что ничего не достигли. Если у вас система, вы успешны каждый день. (Скотт Адамс, книга Reframe Your Brain)
Интервалы
Полезный совет номер один: писать лучше понемногу, маленькими порциями.
Энн Ламотт


Попробуйте работать короткими интервалами. Регулярно и понемногу. Вы наверняка слышали про Pomodoro для любой умственной работы (заводим таймер, работаем без отвлечений 25−30−45 минут, делаем перерыв на 5−15 минут) — здесь принцип похожий. Выделить время, поставить таймер, заранее побеспокоиться о настройке рабочего пространства, чтобы ничто не отвлекало (то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Если вы пропустили домашнее задание — советуем вернуться).

Авторы МИФа, с которыми я говорил, в основном планировали эти интервалы в своем рабочем расписании. Выделяли время и «столбили» его в календаре. При этом многие рекомендуют не делать интервалы слишком короткими. Так, Анастасия Иванова советовала выделять не менее 30−40 минут. Почему? Наступает момент, когда вы «расписались», когда начался творческий процесс, — то есть вы преодолели коварный писательский блок. Это может произойти как раз через 20−30 минут, так что не стоит выделять на работу слишком мало времени.

«Вот прилетит вдохновение, а тебе после этого еще надо 20−30 минут по-хорошему. Так что лучше их иметь в запасе».

Еще один автор тоже говорил про «разгонный блок» — это как раз о борьбе с перфекционизмом. То есть пишешь и заранее понимаешь, что, возможно, уберешь какие-то первые абзацы — они могут быть вводными, «разгонными» в смысле самой истории. Кому-то это, скорее всего, будет неинтересно читать, но тебе вводная часть, предыстория, помогает набрать скорость и войти в режим.
Большинство писателей планируют работу над книгой, но не забывайте про пункт «мы все разные». Подходы тоже могут — и должны — быть разными.

«Вот мой опыт: помимо планирования окон для работы над текстами, я стараюсь, чтобы все мое расписание позволяло иногда выделить спонтанно 20−30 минут на то, чтобы писать. Чтобы были „буферные“ зоны в календаре. Например, нужно написать статью. В течение дня в фоновом режиме обдумываешь, изучаешь источники, с кем-то общаешься по теме. И вот в какой-то момент понимаешь, что надо срочно записать идеи, что сейчас текст пойдет легко — и я это быстро напишу за 10−20 минут, а не буду мучиться, просто потому что насильно поставил в календарь задачу и обязан писать».
То есть для кого-то работает только фиксированное время, а для кого-то — в сочетании с такими «окнами спонтанности».
Внутренний критик и писательский блок
На мой взгляд (и судя по тому, что пишут многие авторы), едва ли не главная причина блока — перфекционизм, стремление к идеальному результату.

«Перфекционизм — глас тирана и враг народа. Он всю жизнь будет держать вас в страхе и напряжении; именно он стоит между вами и первым черновиком. Думаю, перфекционизм рождается из нездоровой веры в то, что, если ходить по жизни очень осторожно, все время думая, куда ставишь ногу, ты не умрешь. На самом деле, конечно, все равно умрешь. А многие из тех, кто даже не думает, куда идет, добьются в жизни большего, чем ты, да и проживут веселее».
Энн Ламотт, «Птица за птицей»


«Писательский блок возникает по основной причине — при слишком критическом отношении к тому, что вы пишете».
Рой Питер Кларк, «50 приемов письма»

«Смиритесь. Написанное никогда не будет совершенным. Правила, когда следует остановиться, не существует. Слушайте интуицию».
Юрген Вольф


«Меньше фокусируйтесь на конечном результате».
Уильям Зинсер

Что может помочь в схватке с перфекционизмом? Очень важно стараться не оценивать свою работу и результаты в процессе. Вот что говорили мне авторы МИФа по этому поводу:

«Самым важным для меня было понять: не стоит оценивать себя и свой труд в процессе работы. Если решил писать — пиши, оценишь потом. Или читатели оценят. Бывали разные колебания, настроения — надо к этому привыкнуть и не верить эмоциям в моменте. Тогда будет проще продолжать работу».


«Не переживай в моменте. Пусть будет плохой текст, тебя рассудит время».
Прогуляйтесь
Это простое и действенное решение, которое вам уже знакомо, скорее всего — ведь практически у всех нас рождались идеи «на ходу». Если случился творческий ступор, попробуйте прогуляться (или потренироваться — побегать, покататься на велосипеде, поплавать).

Исследования показывают, что мозг работает и в таком пассивном режиме — и зачастую креативные решения находятся именно в нем. У меня десятки раз случались озарения на пробежках, когда мозг не занят специально какой-то работой: я придумывал заголовки, идеи статей, ответы на какие-то рабочие письма, решение рабочих задач, интересные слайды для выступлений и так далее.

«Пребывая в унынии (в скуке, иначе говоря), мы ищем какой-то стимул и, не находя его непосредственно в физическом нашем окружении, отправляемся в мысленное путешествие по разным уголкам сознания, и это запускает творческий процесс. Позволив разуму блуждать, мы выходим за границы сознания, перемещаемся в подсознание».
Сэнди Ман, психолог
Обзаведитесь площадкой, чтобы писать регулярно
Конечно, это не универсальный совет (как вы уже поняли, таких у нас и не будет) — не всем комфортно вести канал, блог, соцсети, и, возможно, вам проще будет писать понемногу в стол. Но все же подумайте об этом.

Вот какие тут могут быть плюсы:
ваш самозванец успокоится, когда увидит по комментариям, что-то, о чем вы пишете, нравится и полезно людям;
вы сможете получать обратную связь, проверять гипотезы, смотреть, что интересно и что нравится читателям;
это своего рода социальное обязательство: вы пишете не для себя, а для своих читателей, и это может подстегнуть к тому, чтобы не бросать эту затею;
кто знает, возможно, спустя некоторое время ваш канал вырастет, будет приносить доход.

Кроме того, большая аудитория будет хорошим подтверждением для издательств: это означает, что ваши тексты интересны публике. Гарантий нет, но если не начать, этого не случится точно.
Переходим в режим автора
«Режим автора» — это когда мы понимаем, что книга — одна из главных наших задач. Тот самый большой камень, один из немногих.

И мы уделяем ему внимание: если что-то читаем, то в основном по нашей теме; наблюдаем, стараемся подметить то, что станет примером (допустим, какое-то событие в работе, бизнесе, жизни, спорте, которое будет хорошо иллюстрировать и идеи в книге); если выдается свободная минутка — пишем, читаем, работаем над книгой.

Что-то из наблюдений и заметок может не пригодиться вам непосредственно для книги, но вряд ли пропадет в будущем.

«Мы никогда не работаем над чем-то одним. Собирайте все, что встретится на пути, не позволяйте хорошей идее пропадать даром».
Зонке Аренс, «Как делать полезные заметки»

Если вы решили написать книгу, важно включить «режим автора». Есть свободное время — тратим его на свою книгу! И это не обязательно собственно написание текста. Вы изучаете материалы, читаете книги по теме, отслеживаете статьи, новинки, делаете заметки.

Кстати, дорога — это пусть и не самое удобная обстановка для работы (в большинстве случаев), но зато время, которое в любом случае будет потрачено на что-то (а часто — ни на что). Так почему бы не потратить его на книгу, если сейчас это один из важнейших «камней»?
Несколько слов про инструменты
Голосовой ввод в Google Docs
Если не любите печатать, а хотите надиктовывать текст, попробуйте такой вариант. Выберите пункт «Голосовой ввод» (Voice typing) в меню «Инструменты» (Tools) в Google Документе:
Появится небольшое окно голосового ввода, его можно свободно перемещать по документу. В нем есть только выбор языка ввода и кнопка для начала ввода.
Также можно сразу нажать Ctrl+Shift+S. Это сочетание моментально включит голосовой ввод — независимо от того, вызывали вы предварительно окно с выбором языка и кнопкой или нет. Когда кнопка станет красной — можно диктовать.
Голосовой ввод поддерживает знаки препинания — можно произносить слова «запятая», «точка», «кавычки», «точка с запятой», «многоточие». Конечно, полученный результат все равно придется редактировать, но если вам по душе говорить — это отличный вариант.

Резервные копии
Этот совет банален, но он стоит лишнего напоминания: сохраняйте версии книги как на внешнем носителе (жестком диске), так и в облачном хранилище! Если уезжаете в отпуск с компьютером — оставьте дома внешний жесткий диск с последней версией книги. Эти усилия требуют мало времени, но застрахуют от больших неприятностей.

Клавиатура и слепая печать

И, наконец, несколько слов про один из неотъемлемых инструментов писателя. Мы начинали курс с того, что все мы разные и потому каждый, безусловно, должен обустраивать свое рабочее место по-своему.

Но все-таки большинство из нас печатают на клавиатуре большую часть времени (даже если вы будете пользоваться предыдущим советом). А поэтому порекомендую вам сделать две инвестиции:

1. Потратить деньги на хорошую клавиатуру. У меня дома на рабочем месте Logitech MX Keys — клавиатура, с которой стало гораздо приятнее и быстрее писать. Но — мы все разные — вам может подойти другая, главное, чтобы она была качественной и эргономичной. Кстати, у этой клавиатуры есть версия Mini без цифрового блока: она компактная и ее проще брать с собой.

2. Потратить время на прохождение курса слепой десятипальцевой печати. Несколько недель — и вы будете печать быстро, не глядя на клавиатуру. Сможете быстрее работать и с электронной почтой, и с текстами, меньше уставать. Как приятный бонус — вы сможете работать на любом компьютере и клавиатуре, даже если на них не будет гравировки с русскими буквами :) Я проходил «Соло на клавиатуре» Владимира Шахиджаняна, вы можете выбрать и другой — курсов и тренажеров хватает.

Приложения

99% авторов (что художественной, что нехудожественной литературы) пишут в Word или Google Документах. Единицы используют специализированное п/о — в первую очередь Scrivener. По этой программе есть отдельные книги — немаленькие. И освоить ее непросто. В некоторых книгах ее неистово хвалят, в некоторых ругают, напоминая, что Джордж Мартин и многие другие известные авторы пишут в самых простых текстовых редакторах (вплоть до Notepad). Так что выбирать вам.

Работа в Word или Google Документах не отменяет других инструментов — так, для работы над структурой книги можно использовать интеллект-карты (на бумаге или в приложениях, которых немало и условно бесплатных, и платных — Xmind, Mindjet, Mindmeister и другие), таблицы (Excel или Google Spreadsheets).

Казалось бы, таблица и литература несовместимы: ведь роман — дело «творческое». Так и есть. Зато доработка есть дело серьезное и стратегическое. Таблица поможет отследить узловые моменты, темы, настроения, персонажей, ключевые места, выверты и причуды, конфликты — одним словом, любой элемент текста.
***
«Вот сюда, после 45 000 слов, надо добавить связующее звено».
«В конце третьего акта недостаточно лазерных пистолетов и порно с эльфами» .
«Этот персонаж куда-то пропадает на 10 страниц».
Из книги Чака Вендинга «250 дерзких советов писателю»

Вот пример интеллект-карты — мы работали над структурой книги «Заряжен на 100%» с Эдуардом Безугловым в таком формате. Структура у книги получалась многоэтажная, два соавтора, важно было прослеживать связи между разделами — со всем этим интеллект-карта помогала. Я ее печатал, мы встречались живьем, брали ручки и на бумаге обсуждали структуру книги и темы, уходя после этого на очередной этап доработки.
Итоги
Давайте вспомним ключевые идеи:
● Мы все разные — универсальных рекомендаций не бывает.
● Пишите о том, что интересно.
● За один час можно успеть мало или много — все зависит от нашего состояния. Выбирайте для работы над книгой самые лучшие часы.
● Постарайтесь убрать отвлекающие факторы — как уведомления.
● Внешняя среда всегда будет сильнее нашего самоконтроля, учитывайте это.
● Кому-то больше подходит планирование окон для работы в календаре, кому-то -- «окна спонтанности».
● Во время работы над текстом постарайтесь не оценивать свой текст в процессе.
● Книга — очень большой «камень» в нашей жизненной банке. Совместить с большим количеством других не получится. Чем-то придется на время пожертвовать. На время работы над книгой стоит включить «режим автора»: наблюдать, читать, фиксировать, выделять время для работы над книгой, в том числе не собственно для написания, но для сбора материала.
● Большинство пишет в обычных текстовых редакторах. Но для работы над структурой книги может пригодится приложение для создания интеллект-карт или табличка.