История русской культуры ХХ века от Льва Толстого до Александра Солженицына — Соломон Волков

Культура

Книга на Озоне

Книга хороша, во-первых, уникальностью: по этой теме на ум приходит еще «Советская литература» Быкова, но книга Волкова не только о литературе и не только о советской. Во-вторых, личностью автора: культуролог Волков общался лично со многими героями его книги и застал многие события, описываемые в ней.


В отличие от той же книги Быкова или, например, «Литературной матрицы», структурно книга не делится на главы о писателях или деятелях искусства: повествование просто ведется хронологически. Политика и культура были крепко связаны, и эта связь, чаще всего проявлявшаяся в виде партийного надзора и контроля, показывается и анализируется подробно на протяжении всей книги, а имена вождей упоминаются также часто, как и имена культурных деятелей.
По воспоминаниям Луначарского, Ленин несколько раз пытался закрыть Большой и Мариинский театры, аргументируя это тем, что опера и балет — «это кусок чисто помещичьей культуры, и против этого никто спорить не сможет!». К счастью, Луначарскому, с цифрами в руках возражавшему, что закрытие этих образцовых культурных центров принесет ничтожную экономическую выгоду, но огромный пропагандистский ущерб, всякий раз удавалось (при тихой поддержке поклонника оперы и балета Сталина) отбить ленинские атаки.

Большое внимание уделяется перипетиям Нобелевской премии по литературе — и это больше похоже на политический детектив. Итоги Нобелевки были, как правило, неудачны для лидеров СССР, автор упоминает даже о серьезных угрозах в адрес Швеции в 1933 году перед объявлением лауреатов, когда премию получил Бунин, а не любимец Сталина Горький.

Начинается книга с Толстого и Чехова, а заканчивается Пелевиным, Сорокиным, Шевчуком и Никитой Михалковым. Ну и, конечно, Ерофеевым. Вот такое всеобъемлющее исследование. Рекомендую!

 

Рубрики:
Комментарии
Темы, на которые я пишу: